Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, проблема социализации дошкольников, с учетом, активного формирования личности, в процессе прохождения возрастных кризисов, в частности, привлекает все большее внимание исследователей у нас в стране и за рубежом. Основы отношений человека к окружающей действительности и людям закладываются именно в этот период, в период дошкольного детства, который отечественные психологи считают периодом первоначального становления личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Не смотря на положительные явления в развитии науки, изменения в общественной и образовательной системах (формирование в нашей стране доступной среды и инклюзивного общества, инклюзивного образования) в отдельную категорию, со своими личностными особенностями и особенностями социализации, выделяются дети, имеющие определенные нарушения/отставания развития. Дети с нарушениями речи, занимают среди них особое место. Многие авторы отмечают связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Так, Л.C.Выготский указывал, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов . Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении, когда основой общения является речь. Поэтому наличие общего недоразвития речи у детей приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития .
Психолого-педагогическая наука обосновывает новообразования, дошкольного возраста, приобретаемые при прохождении возрастных кризисов 3-х и 7-ми лет – начало формирования идентичности, образа «Я», самооценки, инициативности, произвольности мышления, соподчинения мотивов и др. Кризис 7 лет характеризуется приобретением черт и способности к саморегуляции, социальной адаптации, формирование «Я-концепции» и др. Именно в этом аспекте, проблема личностного становления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является очень актуальной. Это и обусловило актуальность и выбор темы данного исследования: «Особенности протекания возрастных кризисов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Цель исследования: изучить особенности протекания возрастных кризисов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: возрастные кризисы у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности протекания возрастных кризисов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: протекание возрастных кризисов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, имеет определенные особенности:
- у детей с речевой патологией наблюдается пассивно – положительный мотив выбора сверстника в социальном взаимодействии;
- у детей с ОНР III преобладает нейтрально-деловой эмоциональный фон, высокий уровень чувствительности, снижение инициативности;
- преобладают игровые мотивы.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования мы поставили следующие задачи:
- представить общую характеристику ОНР;
- дать понятие возрастных кризисов у дошкольников;
- описать особенности протекания возрастных кризисов у детей с ОНР III уровня;
- изучить методики и программы работы с детьми с ОНР III уровня;
- провести экспериментальное исследование протекания возрастных кризисов у детей с ОНР и при норме речевого развития.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, тестирование.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой);
- Методика «Беседа» (Я.Л. Коломинского).
- Определение мотивов учебной деятельности(М.Р. Гинзбург)
-Метод «Наблюдения» (Е.О. Смирновой).
База исследования:
Характеристика выборки – 30 детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Из них 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 1.Теоретические аспекты исследования особенностей протекания возрастных кризисов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Общая характеристика ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение всех компонентов речи, при котором страдает и звукопроизношение и словарный запас, а также, происходит влияние на грамматическую структуру речи .
Впервые, теоретическое комплексное обоснование ОНР было предложено в работах Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И.Жаренкова и др.) в 50-60-х годах ХХ века . Авторы рассмотрели различные формы речевой патологии у детей дошкольного возраста, а ОНР стало рассматриваться как нарушение развития высших функций нервной системы. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Основными признаками ОНР являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического и лексического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.
Согласно исследованиям в рамках физиологии Н.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, Н.И.Касаткина и другие, которое длится с рождения, до конца первого года жизни, имеет немаловажное значение для будущего развития психики и речи детей. Зачастую, на данном этапе могут возникнуть факторы, обуславливающие дисфункции в речевом развитии. При нормальном развитии речи к возрасту двух лет у детей появляются грамматические отношения между словами, такие как соответствие существительного глаголу, изменения окончаний существительного. К третьему году жизни ребенок правильно связывает слова в предложения, договаривает их в соответствующем роде, числе, иногда делая ошибки в окончаниях, признает и правильно использует глаголы и причастия прошедшего времени. Ребенок начинает сочетать прилагательные с существительными, чтобы удлинить простые предложения, использует бессоюзные составные предложения. Четвертый год жизни характеризуется активным развитием лексико-грамматической структуры языка, дети учатся использовать предлоги, использовать существительные и глаголы во множественном числе. К шестому году жизни, речевое развитие позволяет свободно использовать лексико-грамматические структуры в речи.
При ОНР, как было отмечено выше, происходит нарушение как звуковой стороны речи (включая фонематические процессы), так и смысловой и лексико-грамматической. Нарушения речевого развития могут иметь различную выраженность. По классификации Р.Е. Левиной, выделяется 3 уровня ОНР:
I уровень – общеупотребительная речь отсутствует;
II уровень – общеупотребительная речь находится на начальном этапе развития;
III уровень – представлен фразовой речью, с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Первый и второй уровень ОНР предполагает обучение в специальном образовательном учреждении в направлении активного развития и максимальной компенсации ОНР. Зачастую, дети с III уровнем речевого развития, могут обучаться в общей образовательной дошкольной организации. Образовательно-воспитательная деятельность ребенка с ОНР, и ОНР III вида, в частности предполагает, как одно из направлений – работу с логопедом и/или логопедом-дефектологом. Для подготовки детей с ОНР к
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Белова-Давид Р.А. (сост.) Нарушение речи у дошкольников / Р.А.Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.— 232 с.
2. Бабина Г.В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г. В Бабина, Н. Ю. Сафонкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 12-18.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И.Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. — 352 с.
4. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов/Л.С. Волкова. - ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
7. Выготский Л.С.Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.:АСТ, 2013. – 790 с.
8. Выготский Л.С.Педагогическая психология /Л.С.Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 c.
9. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л.С.Вакуленко. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
10. Зайцева, Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
11. Иванова О.В. Особенности психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(71). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(71).pdf (дата обращения: 22.04.2019)
12. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей/Левина Р.Е. - М.: Аркти. - 2005 - 222 с.
13. Лаврентьева, Е. Особенности развития коммуникативных умений у дошкольников с ОНР / Е. Лаврентьева // Логопед в детском саду - 2011. № 4 с. 72-74.
14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
15. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. – М.: Изд. В. Секачев, 2016. – 136 с.
16. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004 г. – 896 с.
17. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: ВЛАДОС, 2000 – 304с.
18. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду / Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевина – Ростов - на – Дону: Феникс, 2008. – 121с.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.:, 2014. 442с
20. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. – М.: Владос, 2005. — 158 с.
21. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьёва // Дефектология, 2006. - №1.
22. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова// Логопедия, 2010. - № 2. - С. 57-68.
23. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В.Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 216 с.
24. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с
25. Шипицына Л.М.Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова. – СПб: Детство-пресс, 2010. - 381 с.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384с.
27. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи / Г. Х. Юсупова // Актуальные проблемы психологопедагогического сопровождения детей с нарушениями развития: материалы научно-практической конференции. -Новокузнецк, 2003. - С.14-20.